Родительское собрание "Применение методов нейропсихологии в работе с детьми дошкольного возраста"
08 октября 2025
Доклад «Применение методов нейропсихологии в работе с детьми дошкольного возраста"
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хочу рассказать вам о некоторых методах нейропсихологии, которые я использую в работе с детьми.
Нейропсихология это наука, возникшая на стыке психологии и медицины, она изучает связь между работой головного мозга, психическими функциями и поведением человека.
Методы нейропсихологии могут быть полезны в работе с детьми дошкольного возраста, особенно в случаях, когда у ребёнка есть трудности в развитии или обучении.
По мнению нейропсихологов задержка речевого развития, трудности в усвоении материала, проблемы с концентрацией внимания и другие проблемы связанные с способностью ребенка обучаться напрямую связаны с нарушением межполушарного взаимодействия (взаимодействия левого и правого полушария головного мозга).
Одним из основателей нейропсихологии является советский психолог, врач-невролог, профессор Александр Романович Лурия.
В годы Великой Отечественной войны он возглавлял госпиталь в Челябинской области, куда привозили бойцов с фронта с черепно-мозговыми травмами и ранениями головы.
Лурия наблюдал, как некогда здоровые мужчины, получив травму головы теряли память, речь, утрачивали способность передвигаться, имели проблемы с вниманием, мышлением, произвольными действиями.
В работе с детьми дошкольного возраста могут быть использованы следующие методы нейропсихологии:
- Нейропсихологическая диагностика — позволяет оценить состояние высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи) и выявить возможные нарушения.
- Нейропсихологическая коррекция — направлена на компенсацию или коррекцию выявленных нарушений путём специальных упражнений и тренировок.
- Нейропсихологический мониторинг — отслеживание динамики развития психических функций в процессе обучения и коррекции.
Методы нейропсихологии могут быть применены в следующих случаях:
- Трудности в обучении — например, проблемы с чтением, письмом или математикой.
- Нарушения внимания и гиперактивность — синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) может проявляться у детей дошкольного возраста.
- Расстройства аутистического спектра — нейропсихологические методы могут помочь в оценке и коррекции особенностей восприятия и коммуникации.
- Задержки психического развития — методы нейропсихологии могут способствовать выявлению и коррекции задержек в развитии психических функций.
Применение методов нейропсихологии может быть эффективным в работе с детьми дошкольного возраста, однако результаты могут варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.
Методы нейропсихологии представляют собой ценный инструмент для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими трудности в развитии или обучении.
Большинство нейропсихологических упражнений основано на развитии межполушарного взаимодействия головного мозга, которое достигается во время одновременной работы двух рук.